http://litcult.ru/upload/images/lib1/muratova.jpg

«Перемена участи» был удостоен приза Всесоюзного кинофестиваля за режиссуру (1988 год). Это экранизация «Записки» С.Моэма, доведённая Муратовой до шедевра. И всё же не оставляет ощущение, что Кира Георгиевна гораздо гармоничнее смотрелась бы в театре, нежели в кинематографе. Жена богатого и всеми уважаемого человека убивает любовника, не в силах больше терпеть его равнодушие. Импульсивная героиня с лицом Натальи Лебле попадает в ловушку, из которой её пытается спасти адвокат, используя свой профессиональный дар, но столкнувшись с отчаявшейся и ни о чём не жалеющей женщиной, он находится в смысловом тупике. Она поражает его своими длинными монологами, не потерявшая искры жизни в серой грязной тюрьме.
Её участь решает найдённая записка, которую героиня написала покойному, попросив его явиться. Вырванное признание и опознанный почерк стоили её мужу целого состояния, и вот прутья клетки сломаны – женщина, убившая любимого, но не саму любовь, вы ходит на свободу. Бегущий по полю конь – символ обретённого освобождения, но смогла ли душа этой женщины отпустить свою боль, сыграла ли перемена участи роль избавителя? «Есть такой старинный сборник речей знаменитых русских адвокатов, которые можно читать с упоением. Там я вычитала этот термин - "перемена участи". Человек сидит в тюрьме, он осужден, например, на 10 лет. Он отсидел девять с половиной лет, иногда даже ближе к концу срока, и он чувствует, что он не может находиться больше здесь. Он берет табуретку и шарахает по голове первого вошедшего в камеру охранника. Его судят опять и дают еще 10 лет... Зачем он это сделал? Причин никаких нет. Тогда адвокаты говорят,то причина такого поведения - желание переменить участь. На меня произвело впечатление это психологическое казусное состояние, которое, оказывается, не так редко возникает», - рассказывает о названии фильма Кира Муратова. Финальная сцена – конюшня, свисающий откуда-то сверху шнурок, играющий котёнок, - и вот мы видим тело её мужа, повесившегося от безысходности.
И снова бегущий конь…Муратова использует методы Андрея Тарковского и этого нельзя не заметить в данной работе. Если в «Астеническом синдроме» они создавали приторное впечатление и шли в ущерб сюжету, то в «Перемене участи» каждый кадр отразил умение Муратовой перекрещивать символику духа с реальными событиями.